Данный вид субсидии предоставляется всем гражданам, берущим ипотечный жилищный кредит. При этом установлены ограничения на максимальную сумму кредита, которую можно взять в рамках этой программы. В начале реализации программы она составляла 10 миллионов форинтов, а в 2003 г. максимальный размер кредитов с субсидируемой процентной ставкой был увеличен до 15 миллионов форинтов.
Величина субсидии зависит от доходности государственных облигаций и определяется следующим образом: из процентной ставки по государственным облигациям вычитается 4 процентных пункта. Так, если процентная ставка по государственным облигациям составляет 10%, то государство субсидирует процентную ставку по ипотечному кредиту на 6 процентных пунктов, то есть рыночная процентная ставка уменьшается для заемщика на 6 процентных пунктов. При этом существует обязательное условие для реализации данной субсидии: банк должен устанавливать процентную ставку по кредиту (десятилетнему) в размере, не превышающем процентную ставку по государственным облигациям более, чем на 4 процентных пункта. Таким образом, вне зависимости от изменений ставок по государственным облигациям, для заемщика процентная ставка по кредиту в течение всего срока не будет превышать 8%. Размер субсидии может быть снижен в случае снижения инфляции (то есть при снижении процентной ставки по государственным облигациям).
В начале реализации программы субсидии предоставлялись только заемщикам, не имевшим в собственности жилье и впервые решившим его приобрести или построить. Потом это ограничение было снято. Было разрешено приобретать любое новое жилье (на первичном рынке) или строить жилье, даже если оно не первое. По мере реализации программы процентная ставка по годовым государственным облигациям снижалась с 11,2% в 2000 г. до 6,4% в 2003 г., в связи с чем размер субсидии должен был также снизиться с 6-7% до 2-3% в полном соответствии с первоначальными условиями программы. Однако в октябре 2001 г. правительство повысило размер субсидии, сделав ее равной процентной ставке по государственным облигациям минус 2 процентных пункта, в результате чего размер субсидии снизился не до 2-3%, а до 4-5%.
В декабре 2003 г. были внесены некоторые изменения в порядок расчета размера субсидии и максимальной ставки по кредиту. Субсидия стала определяться из расчета процентной ставки по государственным обязательствам, умноженной на 0,6.
Следует подчеркнуть, что при предоставлении данного вида субсидии вводятся ограничения на сумму льготируемого кредита, а также требование приобретения жилья на первичном рынке. Таких ограничений нет при предоставлении второго вида субсидии — субсидировании ипотечных облигаций.
Субсидирование при выпуске ипотечных облигаций Эта программа субсидирования нацелена на стимулирование выпуска банками облигаций, обеспеченных ипотечными жилищными кредитами. Таким образом банки получают возможность привлечь долгосрочные относительно недорогие ресурсы для финансирования ипотечных жилищных кредитов, предназначенных как для приобретения или строительства гражданами жилья на первичном рынке, так и для покупки жилья на вторичном рынке.
Ипотечные банки с помощью правительства получают необходимые для кредитования средства на рынке долгосрочного ссудного капитала. Субсидия предоставляется сроком на 5 лет. В соответствии с действующим законодательством, по истечении 5 лет при новом выпуске ипотечных облигаций размер субсидии может быть изменен при условии, что расходы заемщиков останутся неизменными. Первоначально в рамках этой программы субсидия предоставлялась путем снижения для банка-эмитента фиксированной процентной ставки по ипотечным облигациям на 3 процентных пункта, то есть государство снизило для банков их затраты на выполнение обязательств перед инвесторами. При этом, согласно условиям программы, максимальная процентная ставка по кредитам, предоставляемым за счет этих средств, не должна была быть выше, чем процентная ставка по ипотечным облигациям плюс 1,5 процентного пункта. В январе 2000 г. процентная ставка по ипотечным облигациям составляла 10%, максимальная процентная ставка по кредитам, предоставлявшимся за счет этих средств, составляла 11,5%, тогда как собственные расходы банка по ипотечным облигациям составляли 7% (10-3). В результате изменения условий к июню 2001 г. размер субсидирования процентной ставки вырос с 3 процентных пунктов до 6 процентных пунктов, а с октября того же года он стал привязываться к процентной ставке по ипотечным облигациям. К февралю 2002 г. субсидирование процентной ставки осуществлялось уже в размере, равном процентной ставке по ипотечным облигациям плюс 2 процентных пункта, но не выше 10 процентных пунктов. Учитывая то, что к началу 2002 г. процентная ставка по ипотечным облигациям составляла около 9% и субсидирование процентной ставки по ипотечным облигациям осуществлялось в размере 10 процентных пунктов, можно понять, насколько масштабными были размеры субсидирования. В 2003 г. после долгих дискуссий размер субсидирования был снижен.