Роль системы жилищного субсидирования

Решение жилищной проблемы является важнейшей частью государственной политики большинства как экономически развитых, так и развивающихся стран. Способы ее решения, формы участия государства, масштабы и механизмы финансовой поддержки граждан зависят от множества факторов, среди которых выделяются:
• уровень экономического развития страны;
• уровень жизни населения и его обеспеченность жильем;
• состояние жилищного фонда страны;
• масштабы развития ипотечного жилищного кредитования;
• условия предоставления ипотечных жилищных кредитов;
• состояние сферы жилищного строительства;
• особенности законодательства, регулирующего жилищную сферу.
При разработке жилищной политики важно определить ее целевые ориентиры, а также выявить те сферы жилищного рынка, которые требуют вмешательства государства. Опыт зарубежных стран демонстрирует некоторые общие подходы к формированию приоритетов государственной жилищной политики. В исследовании, проведенном Марией С. Хоек-Смит и Даймондом Б. Дугласом, рассматриваются причины вмешательства государства в жилищную сферу и перечисляются следующие основные целевые приоритеты государственной жилищной политики.

1. Повышение уровня жилищной обеспеченности граждан как фактор формирования стабильного общества. Мировой опыт показал, что для формирования стабильного общества важно создать слой собственников жилья, а не развивать преимущественно сектор арендного жилья. В связи с реализацией данной цели возникает ряд вопросов, ответы на которые необходимы для того, чтобы программа обеспечила достижение желаемых результатов. В их числе: определение основных параметров, характеризующих жилье, которое может считаться стандартным («справедливым») и которое подпадает под программу жилищного субсидирования; определение категорий лиц, соответствующих условиям программы, и критериев отбора участников программы. На практике программы, направленные на перераспределение доходов и поддержку определенных слоев населения, часто увеличивают неравенство в обществе, поскольку выгоду получает лишь сравнительно небольшое число участников — в основном те, кто имеет более высокие доходы.

2. Формирование нормальных условий жизни в районах постоянного проживания населения.
В большинстве развивающихся стран изначально основной целью жилищного субсидирования было повышение качества жизни граждан, обеспечение качества жилищных условий. В тех странах, где значительная часть населения проживает в условиях ниже стандартного уровня, эта цель становится приоритетной для программы жилищных субсидий. В более развитых странах, где наличие жилья, не отвечающего стандартным требованиям, не является серьезной проблемой, программы по формированию нормальных условий жизни населения в районах постоянного проживания в основном направлены на улучшение ситуации в неблагополучных (трущобных) микрорайонах.
В России данный аспект государственного участия в жилищной сфере актуален для районов, признанных непригодными для проживания граждан (районы Крайнего Севера и приравненные к ним районы), в ситуациях экологических и техногенных катастроф, для решения проблемы обеспечения нормальным жильем граждан, проживающих в ветхом и аварийном жилищном фонде.

3. Повышение доступности жилья, преодоление недостатков жилищного рынка (таких, как монополизм, низкие темпы роста жилищного строительства; недостаточное предложение жилья на рынке, в том числе жилья для среднедоходных групп населения и др.).
Одной из широко распространенных целей жилищного субсидирования является повышение доступности жилья. Такие программы требуют тщательного предварительного анализа жилищного рынка и выявления причин, ограничивающих возможности граждан улучшать жилищные условия. Для понимания ситуации на жилищном рынке проводится анализ по следующим направлениям:
• оценка причин недостаточного объема предложения жилья на рынке (недостатки нормативной базы, проблемы экономического характера, отсутствие земельных участков для жилищного строительства с налаженной коммунальной инфраструктурой, монопольные явления в сфере жилищного строительства, неразвитость кредитования жилищного строительства и др.);
• оценка причин неспособности населения приобретать жилье (низкие доходы населения, ограниченный объем предлагаемых ипотечных жилищных кредитов, недоступные для граждан с невысоким уровнем доходов условия кредитования, ориентация банков на высокодоходные слои населения, неразвитость жилищного рынка и др.).
В соответствии с результатами анализа формируется содержание, основные мероприятия жилищной политики и программы жилищного субсидирования.

4. Стимулирование экономического роста через жилищный сектор. Особое внимание развитию жилищного сектора уделяется в периоды после рецессии или депрессии в целях ускорения развития экономики. Большинство жилищных институтов в США были созданы правительством во время экономической депрессии. Тем не менее для большинства стран с развивающейся экономикой данная цель не может быть главной, поскольку ограниченность государственных бюджетов развивающихся стран не позволяет направлять значительные средства в жилищный сектор.